23.03.2025
В соответствии с правилами проведения практического тура заключительного этапа МОШ по робототехнике в каждом сезоне отдельно публикуются ограничение на количество сенсоров и компетенции учащихся.
Для практического тура «Мобильные роботы» участникам нужно иметь с собой:
- Мобильную платформу и/или набор конструктивных элементов (конструктор) для выполнения практического задания по направлению «Мобильные роботы»;
- ноутбук с предустановленным ПО;
- удлинитель, черная гелевая ручка, линейка.
Все участники должны иметь с собой сменную обувь, по желанию можно взять с собой еду и воду.
Направление «Мобильные роботы» общая информация
Участники выполняют задание на собственном оборудовании, принесенном на практический тур. Организаторы не выдают запасные части или иное оборудование.
Коммутация робота и компьютера для передачи данных должна осуществляться по проводу.
На практический тур по выбору участника разрешается принести готовую мобильную платформу или собирать ее из конструктора после получения задания. Роботы могут быть собраны из любых конструкторов и комплектующих, не наносящие вред покрытию и отвечающие требованиям безопасности, а также могут быть запрограммированы с помощью любого программного обеспечения.
Доработка и программирование роботов осуществляется после получения задания и ознакомления с полем в день проведения олимпиады. Каждому участнику предоставляются две попытки; в зачет идет лучший результат.
Требования к конструкции робота:
ВНИМАНИЕ! Внесены изменения в максимальные размеры робота до начала соревнований:
- Размеры робота на старте для 5-8 класса не должны превышать (Д х Ш х В) 25 х 25 х 19 см.
- Размеры робота на старте для 9-11 класса не должны превышать (Д х Ш х В) 25 х 25 х 25 см.
Во время попытки робот может изменять свои размеры, но исключительно без вмешательства человека.
5-6 класс
Задание рассчитано на мобильного робота, на дифференциальном приводе любого типа - колеса, гусеницы и т.п. Робот должен быть способен развернуться на месте. Участник должен иметь возможность установить на робота датчики и двигатели в необходимом положении.
Ограничения:
В роботе может быть использовано не более двух датчиков освещенности/отраженного света/цвета, одного датчика расстояния (любого типа), механического датчика касания. Остальные сенсоры могут быть на усмотрение участника. Количество моторов не ограничено.
Компетенции:
1. Управление мобильной платформой:
-
- Движение по черной линии на одном или двух датчиках
- Движение прямо
- Разворот на угол кратный 90
- Подсчет пройденного расстояния
- Движение на заданное расстояние
2. Определение наличия объекта с разными свойствами
3. Понимание базовых принципов работы используемых сенсоров
4. Понимание базовых принципов работы используемых двигателей
5. Операции с переменными: чтение запись, сравнение
6. Вывод на экран значений переменных, текстовой информации
7. Умение использовать базовые алгоритмические структуры: циклы, ветвления
8. Понимание базовых принципов конструирования
7-8 класс
Задание рассчитано на мобильного робота, на дифференциальном приводе любого типа - колеса, гусеницы и т.п. Робот должен быть способен развернуться на месте. Участник должен иметь возможность установить на робота датчики и двигатели в необходимом положении.
Ограничения:
В роботе может быть использовано не более двух датчиков освещенности/отраженного света/цвета, одного датчика расстояния (любого типа), механического датчика касания. Остальные сенсоры могут быть на усмотрение участника.
Количество моторов не ограничено.
Компетенции:
1. Управление мобильной платформой:
-
- Движение по черной линии на одном или двух датчиках
- Движение прямо
- Разворот на угол кратный 90
- Подсчет пройденного расстояния
- Движение на заданное расстояние
2. Определение наличия объекта с разными свойствами
3. Понимание базовых принципов работы используемых сенсоров
4. Понимание базовых принципов работы используемых двигателей
5. Операции с переменными: чтение запись, сравнение
6. Вывод на экран значений переменных, текстовой информации
7. Логические операции И, ИЛИ, НЕ
8. Умение использовать базовые алгоритмические структуры: циклы, ветвления
9. Понимание базовых принципов конструирования
9-11 класс
Задание рассчитано на мобильного робота, на дифференциальном приводе любого типа - колеса, гусеницы и т.п. Робот должен быть способен развернуться на месте. Участник должен иметь возможность установить на робота датчики и двигатели в необходимом положении.
Ограничения:
В роботе может быть использовано не более двух датчиков освещенности/отраженного света/цвета, одного датчика расстояния (любого типа), механического датчика касания. Остальные сенсоры могут быть на усмотрение участника. Количество моторов не ограничено.
Компетенции:
1. Управление мобильной платформой:
-
- Движение по черной линии на одном датчике, на двух датчиках
- Обнаружение и подсчет поперечных линий
- Движение прямо
- Разворот на заданный угол
- Определение пройденного расстояния
- Движение на заданное расстояние
2. Определение расстояния до объекта
3. Понимание базовых принципов работы используемых сенсоров
4. Понимание базовых принципов работы используемых двигателей
5. Операции с массивами: запись, поиск, обработка
6. Операции с переменными
7. Ориентирование и навигация на заранее известном поле
8. Позиционные системы счисления
9. Логические операции И, ИЛИ, НЕ
Для практического тура «Электроника на Arduino»
11 класс альтернативная практика
Все оборудование, включая компьютер с установленным ПО Arduino IDE 1.8.xx будет предоставлено участнику организаторами. Использовать свое оборудование не разрешается.
Компетенции:
- Чтение документации для предоставленных электронных компонентов
- Понимание принципов работы базовых электронных компонентов
Понимание базовых принципов коммутации электронных компонентов - Чтение простейших электронных схем
- Понимание базовых принципов передачи данных
- Базовое понимание типов электрических сигналов: аналоговые, цифровые (включая ШИМ), основные протоколы передачи данных.
- Навыки программирования контроллеров семейства Arduino в среде Arduino IDE
- Операции с двумерными массивами: запись, поиск, обработка
- Операции с переменными
- Знание принципов формирования числа в различных позиционных системах счисления